Существует два типа интернет-магазинов, которых покупателям точно нужно сторониться. И задержки с доставкой и отсутствие заказанного товара - это, как выясняется, лишь самые незначительные проблемы, с которыми могут столкнуться покупатели.
Первый тип:
Чаще всего из-за неразвитости интернет-торговли в нашей стране под вывеской «интернет-магазин» скрывается 1-2 человека, для которых это скорее хобби, чем бизнес. Некоторые такие «интернет-магазины» имеют несколько заказов в месяц и готовы закрыться в любое время.
Цены в таких магазинах обычно не самые низкие по двум причинам: они закупают товар по высоким ценам, т.к. поставщики не воспринимают их серьезно; заказов очень мало и развозят их часто сами хозяева. Часто такие фирмы даже не зарегистрированы. Покупка в таком «интернет-магазине» равносильна покупке «с рук» по объявлению...
Второй тип:
Магазин существует уже несколько лет (как это можно проверить, см. ниже), держит на товары очень низкие цены (часто имеет наценку 1-3%), участвует в различных каталогах цен, благодаря этому имеет определенное количество заказов. Иметь такую маленькую наценку магазину позволяет то, что он работает вне правового поля: он не платит налоги, не выдает кассовые чеки, старается закупать товар по минимальным ценам (а по таким ценам предлагается нерастаможенный, нелегальный товар, из бракованных партий, с недействительными гарантийными талонами, конфискат и т.д.) и часто скрывает свое местоположение (обычно он арендует офис в каком-то НИИ с пропускной системой).
В случае возникновения проблем с проданным товаром такой магазин действует по ситуации, т.к. ему есть что терять.
Если Вы по незнанию или из-за любви к риску купили что-то у такого магазина, и это что-то сломалось, у вас еще есть шанс урегулировать эту проблему.
1-й шаг:
Нужно передать претензию в письменном виде (на имя руководителя магазина) сотруднику магазина. При этом он должен подписаться на вашей копии о ее получении и желательно поставить на ней печать.
2-й шаг:
Вам должны в течение максимум недели передать письменный ответ с печатью организации. Если Вы его не получили, или даже не смогли передать интернет-магазину свою письменную претензию, и видите, что организация скрывается от вас и вашей проблемы (а так, скорее всего, и будет) - приступайте к решительным действиям («войне»): для начала направьте заявление или позвоните в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (бывшая Торгинспекция). Обязательно укажите в жалобе, если вам не был выдан кассовый чек, если магазин скрывается от Вас и т.д. Ежедневно уточняйте, что о Вашем заявлении не забыли, что с ним работают. С большой вероятностью Ваша проблема будет решена в течение недели, магазин сам пойдет с Вами на контакт (или закроется под тяжестью проверок...)
На данный момент это практически единственный действенный способ борьбы с действиями нечистоплотных «интернет-магазинов».
Второй способ:
При невозможности прийти к компромиссу с интернет-магазином - обращение в суд, но этот способ работает только при покупке у крупных, легально работающих магазинов. И в этом случае нужно подробно изучить все свои права, т.к. Закон о Защите прав потребителей содержит некоторые ограничения для покупателей сложных технических товаров (основные из них: обмен при наличии существенных недостатков и доставка товаров до 5 кг. на ремонт и обмен самим покупателем).
Несколько признаков магазина второго типа:
- магазин расхваливает себя на своем сайте, но не указывает своих реквизитов и названия юридического лица (вероятно, он скрывается от контролирующих органов).
- магазин не имеет торговых точек с витринами и не указывает их адрес на сайте (речь не идет о мобильных точках выдачи товара), а по Постановлению Правительства это обязательно при продаже сложных технических товаров с доставкой.
- магазин существует не больше 3-4-х лет, хотя может утверждать на своем сайте обратное.
-магазин не выдает кассовый чек при покупке или на кассовом чеке указана организация с абстрактным названием, не имеющим отношения к названию магазина (некоторые фирмы периодически меняют юридические лица, оставляя за прежними все прошлые обязательства). Советуем Вам не доводить дело до доставки и выдачи чека, и определять принадлежность магазина к этому типу заблаговременно, по другим косвенным признакам, т.к. при доставке отказаться от покупки морально бывает сложно.
И еще один совет: если Вы любите пользоваться интернет-каталогами цен, несмотря на обилие в них на первых строчках именно магазинов первого и второго типа, и любите экономить свои деньги - после того как уточните наличие интересующего Вас товара в этих «интернет-магазинах» - позвоните в крупный, легально работающий магазин и предложите ПОБИТЬ ЭТУ ЦЕНУ. Вам наверняка предложат скидку. И даже если магазин не сможет предложить такую же цену - не соблазняйтесь на более низкую цену в «интернет-магазинах». Помните: при покупке в «левом» магазине Вы лишаете себя законных прав потребителя, и при возникновении проблем (если продавец еще будет существовать - а чем ниже его цены - тем это менее вероятно) Вам нужно будет вступать с ним в настоящую «войну», чтобы добиться справедливости.
Делать покупки всегда приятно. Но поход по магазинам порой бывает делом хлопотным и отнимающим много времени. Современные технологии дают возможность приобрести все, что пожелаешь, буквально не вставая с дивана. О том, что надо знать о своих правах любителям дистанционной купли-продажи, рассказывает редактор-юрист журнала "Закон" Валентина Васильева.
Дистанционная купля-продажа - приобретение товаров, описанных в каталогах, в проспектах, в буклетах, представленных на фотоснимках, или же посредством средств связи (телерадиореклама, почтовая связь, интернет), или иным способом, при котором покупатель лишен возможности непосредственно ознакомиться с товаром.
Только уверенность в своих правах и знание обязанностей продавца помогут избежать неприятностей. Закон возлагает на продавца обязанность еще до заключения договора предоставить покупателю исчерпывающую информацию: о потребительских свойствах товара, о цене и об условиях его приобретения, о своем адресе (месте нахождения) и полном фирменном наименовании, о месте изготовления товара и доставке, сроке службы и годности, о гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора. Эти сведения должны быть достоверными и позволяющими сделать правильный выбор, то есть исключить малейшую возможность введения покупателя в заблуждение.
Кроме того, в момент доставки потребителю должны письменно сообщить всю необходимую информацию о товаре: правила и условия его эффективного и безопасного использования, техническую документацию (инструкция по применению), противопоказания для применения при некоторых заболеваниях и другие сведения, предусмотренные ст. Закона. А также порядок и сроки возврата товара.
Нет ничего страшного, если заказ уже сделан, а вы вдруг передумали: до вручения заказа от него можно отказаться в любой момент, а после его приобретения - в течение семи дней. Если покупка по какой-то причине не подошла или пришлась не по душе, то вернуть ее можно при условии, что сохранены товарный вид, потребительские свойства, а также документы, подтверждающие факт и условия сделки. Впрочем, и отсутствие у потребителя этих документов не смертельно: закон дает возможность ссылаться на другие доказательства приобретения товара у этого продавца. Например, это могут быть свидетельские показания.
В случае, если в момент доставки покупателя не проинформировали, когда и как можно вернуть разонравившийся товар, вы можете сделать это в течение трех месяцев с момента передачи его вам.
Отказавшемуся от товара покупателю возвращается сумма, уплаченная по договору. Продавец лишь вычитает расходы за доставку.
Если вещь окажется недоброкачественной либо недостатки в ней возникли из-за того, что покупателя должным образом не проинформировали о том, как надо с нею обращаться, он вправе по своему усмотрению потребовать устранить недостатки, уменьшить цену, заменить товар или вернуть ему деньги . Для этого продавцу отводится только 10 дней.
Следует учесть, что нельзя вернуть товар надлежащего качества, имеющий индивидуально определенные свойства, если этот товар может быть использован только приобретшим его потребителем.
Так что теперь в дистанционной продаже нет ничего необычного: у потребителя в этом случае есть все те же права, закрепленные в законе, что и при покупке в обычном магазине.